понедельник, 4 марта 2013 г.

Мысли тюльки о свободе. Почему общественный транспорт не может заменить личный.


Я очень уважаю труд Максима Каца, он к теме города подошел со всей страстью и любовью. Мне очень нравится и я понимаю идею о том что расширение дороги не решает проблему пробок,  и как раз наоборот - усугубляет ее! И все это так - личное авто это зло для города.
Я не верю в ментальность. Соглашусь что есть исторические особенности, есть традиции, но вот чтобы некая загадочная сущность, которая не давала бы народу быть счастливым - в это я не верю. И потому, меня коробит когда говорят что "у нас народ дикий и тут не работает то что работает в Европе, Америке или Сингапуре". Но вместе с тем, всегда нужно пытаться понять, а почему у нас не работает то что работает там.
Я не верю что просто создав идеальную городскую среду мы решим проблему пробок. И вот почему.

Пока человек будет вынужден ехать на работу утром как "тюлька в банке" пока он будет мечтать о своей машине. И неважно о какой машине. Главное чтобы своя. Тут работает правило - лучше удобно стоять в пробке чем так ехать в автобусе, трамвае, троллейбусе. И тут вообще не важна разница в цене бензина и билета. И зажатость в автобусе это не только опасность здоровью - это как раз не на первом месте. А что же на первом месте?
1. Вы не можете одеть то что вы хотите, или взять сумку так как вы хотите. Белое в автобусе быстро превращается в грязное, сумка обрывается, прическа портится, а обувь рвется. Это важно для всех, а особенно для женщин. Потому для женщины мужчина с авто это способ вырваться из обреченности выглядеть как тряпка. Соответственно для мужчины авто это уже конкурентное преимущество.
2. Постоянное унижение с тем чтобы влезть в свою маршрутку. Унижение не только в том чтобы просить таких же тюлек еще больше сжаться и дать вам 30 сантиметров пространства чтобы вы влезли. Но унижение в том что вы обязаны вести себя агрессивно, иначе вам придется унижаться на работе когда вы опоздаете. Опоздаете не потому что проспали, ели или принимали утренний душ. Вы опоздали потому что общественный не смогли влезть в "маршрутку".
3. Агрессия. Давка в транспорте создает такую атмосферу агрессии что сразу же приступить к работе вы не можете. С годами вы приучаетесь быстро забывать. То есть, вот она агрессия потому что должна быть маршрутка, а ее нет! Вот агрессия от того что маршрутка проезжает мимо вас, уже набитая "тюльками". И вы ненавидите этих "тюлек", считаете что им "сукам" повезло больше чем вам. Агрессия от того что вы еле влезли в маршрутку. Агрессия от того что сидящие возмущаются что на них давят стоящие. Агрессия на то что вам нельзя взяться за поручень. Агрессия от того что у вас затекли руки от того что вы держитесь в неудобной позе. Агрессия от того что на вас давит кто-то другой. Агрессия на то что вашу девушку давит кто-то другой, а у нее проблемы со спиной и она еле держится чтобы не зареветь. Агрессия от того что вы вынуждены толкать впереди всех чтобы вовремя вылезти на своей остановке. Агрессия, агрессия, агрессия. И вы вылезли, отряхнулись и вам нужно перестроится. Теперь вы должны быть приветливы, потому что сейчас вы зайдете в офис и ваша агрессия там никого абсолютно не волнует - там своя жизнь.
Пока есть это все. человек будет мечтать о своей машине. Плохой, ломающейся, старой но своей. И не нужно удивляться что люди берут машины в кредит. Это для них свет в конце тоннеля.
А почему общественный транспорт нельзя разгрузить и сделать нормальным? На примере своего города, потому что:
- Трамваи построены не так как должны быть построены трамваи и ездят по тем же дорогам что и другой транспорт. А потому у нас трамвай это как автобус, но с ограничениями. Причем все трамваи старые и постоянно ломаются. Поездка до места назначения на трамвае в два или три раза дольше чем в маршрутке. При этом в маршрутке есть гарантия что ты доедешь! Трамвай этого не гарантирует. Причем вам не вернут деньги. Теперь вам скажут - не платите в следующем трамвае. А он может идти аж через час. Кроме того какой-то умник решил что ремонтировать трамваи можно старыми добрыми методами типа прикрутить сиденье огромным болтом, а который порвется одежда; можно приварить поручень ржавой железякой, о который легко порезаться. Дешево и сердито, но трамвайщики часто забывают что возят не скот на убой, а людей на работу. Причем возят за деньги.
- Троллейбусы. по сути то же что и трамваи, но за исключением того что ездят они по без расписания и почему-то кучками. Такое ощущуние что в городе завелся маньяк, который охотится на троллейбусы. И чтобы защититься троллейбусы сбиваются в колонны по три-пять штук и ездят так. Чтобы не страшно было. Как результат - дождаться следующую кучку очень тяжело. А летом троллейбус превращается в духовку. Потому что шторки на окнах, очевидно крадут сразу же как только из повесят. Как и трамваи троллейбусы живут плохо потому что у них хреновый коммунальный менеджмент и много льготников. Пока так - пока электротранспорт будет умирать. Выход один - вывести из коммунальной собственности и заставить платить льготников хотя бы половину цены билета.
- Маршрутки. Вообще порода "маршрутка" это такая особь выведенная только у нас. Как ту не вспомнить о ментальности. В свое время, когда автобусы были только ЛАЗы и Икарусы и они стали загибаться под прессом старости подвижного состава и огромного количества льготников. Но была изобретена новая форма "маршрутное такси". Разница между новой формой и старой заключалась только в том что на маршрутках льготники должны были оплачивать проезд, и в том что маршрутка могла проезжать остановки не останавливаясь. Так в одночасье было похерена идея диспетчеризации на корню. У маршрутчиков есть расписание, но они руководствуются им постольку поскольку.
Ежели чего не так то маршрутчик может сойти с маршрута и вообще не работать.
Стоит заметить что новая форма решила проблему нгехватки автобусов. Формат позволил закупить целые автопарки кустарно переделанных под пассажирские ГАЗельки, а потом и Мерседесы.
Тогда и сложилась современная бизнес-модель маршрутчика, которая никак не изменилась до сегодня. Причем в кризисный момент решив проблему подвижного состава маршрутчики породили особенные, свойственные только им проблемы:
1. Маршрутка сама по себе опасна. Как правило это совершенно не приспособленное для пассажирских перевозок транспортное средство, в которое добавлены окна, поручни и сиденья. Сиденья при аварии отрываются и убивают пассажиров. Поручни отрываются и без аварии и травмируют пассажиров. В них нет нормальных аварийных выходов, если вам удалось выжить после аварии, это совершенно не значит что вы сможете выбраться из кучи покореженного металла.
Все так потому что маршрутки закупаются дешевые и в кредит. Причем кредит должен быть минимальным. Потому что нужно же чего-то и зарабатывать.
2. Водители маршруток признанные "Шумахеры" наших дорог. Не щадя своего здоровья, и здоровья пассажиров они мчатся навстречу времени. Тут говорить нечего - если вы ехали сегодня на работу в маршрутке то вы могли на себе чувствовать все "приятности" виртуозов скорости. Почему они так мотаются? Это же обычные люди, которые так-же устают и так-же не хотят рисковать. А все банально - чем быстрее едешь тем больше оборотов, а чем больше оборотов, тем больше прибыль. А прибыль водителя делится на несколько кучек:
    а . Кредит за маршрутку. Это константа, она не зависит от прибыли;
    б. План, который нужно отдать владельцу АТК. Это константа, она не зависит от прибыли. Сказали 500грн в день, значит 500, и не меньше;
    в. Бензин. Это не константа - чем больше ездишь тем больше бензина. Но чем больше ездишь тем больше прибыль? Не всегда. Можно же и пустым проездить. Отсюда желание успеть впереди похожего маршрута. Успел - получил пассажира, не успел - ездишь пустой. Отсюда гонки на дорогах;
    г. Выручка - то что остается водителю. Больше заработал, больше выручка.
Водители маршруток зарабатывают не так много. Гораздо меньше чем руководители АТК. А руководители АТК зарабатывают достаточно чтобы лоббировать существующую систему в органах местной власти.

Вот и выходит что владельцу АТК незачем контролировать водителя или составлять расписание. У него есть гарантированный заработок на день и практически никаких рисков. Разве что маршрутки чинить нужно, да урегулировать проблемы с аварийностью.

То есть проблема не в менталите, а в существующей бизнес-модели пассажирских перевозок. Что делать нам пассажирам? Вариант первый - простой. Купить себе машину и плюнуть на этот идиотизм.
Вариант второй сложный:
- объединятся в общественные организации пассажиров, митинговать и лоббировать свои интересы. ;
- писать кляузы на всяческое нарушение расписания в исполком - чтобы их накопилась критичная масса;
- записывать номера маршруток с курящими, говорящими по телефону водителями и звоните в исполком - жалуйтесь;
- выбивать из владельцев АТК через суды все до копейки за любую аварию;
- объединятся в общественные организации пассажиров и требуйте введение оплаты льготникам половины оплаты проезда.
Задача - сделать бизнес - невыгодным. Чтобы общественный транспорт работал по расписанию, а не в погоне за временем и деньгами.


Слава богу до власти потихоньку доходит что давно пришло время убить "маршрутки" и вернуть автобусы с нормальным расписанием. Киев в этом плане пионер. А значит и до нас докатится годика этак через три.
Да и местным политикам это благодарная тема для хорошей и настоящей саморекламы. Вот неплохой пример. Мы видим первые шаги сверху, давайте же попробуем проталкивать идею снизу. Ато ведь может оказаться что вместо кучи маршруточников с идиотской бизнес-моделью мы получим коммунального "маршрутко-монстра". И тогда уж держитесь друг за друга друзья пассажиры.

Комментариев нет: